WEBMEDCHINARU

Всё в интернете о традиционной китайской медицине. Статьи, ссылки, видео. Традиционная китайская диетология.

Из истории

Октябрь 16, 2012 Рубрика: Привет,мир!

Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и порох. В течение тысячелетий Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значительной степени связано с локальностью китайской цивилизации, обусловленной причинами географического, социально-экономического и политического характера.

Периодизация истории и врачевания

В истории древнего Китая выделяют четыре этапа:

  • период Шан (Инь) (XVIII—XII вв. до н. э.), когда сформировалось первое в истории Китая рабовладельческое государство;
  • период династии Чжоу (XI—III вв. до н. э.), когда на территории Китая существовало множество государств;
  • период империи Цинь (III в. до н. э.), когда страна была объединена в единую империю (в этот период по велению первого китайского императора Ши-Хуанди (246—210 гг. до н. э.) началось сооружение Великой китайской стены),
  • и период империи Хань (206 г. до н. э. — 221 г. н. э.)—время наивысшего расцвета древнего Китая. В III—IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, которые сохранялись до XX в.

В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода:

  • царский (XVIII—III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция,
  • и империи Хань (III в. до и. э.— III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской -династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.

Источники по истории и врачеванию древнего Китая: памятники медицинской ; письменности (с III в. до н. э.), данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры.

Первая многотомная история древнего Китая «Ши цзи» («Исторические записки») была составлена в I в. до н. э. выдающимся китайским ученым Сыма Цянем (145—86 гг. до н. э.);
в ней' широко использованы материалы хроник Ханьской династии, в которых сообщается и об успешном применений метода чжэнь-цш и пульсовой диагностики.

Древнейший из дошедших до нас медицинских текстов древнего Китая — трактат «Хуанди Нэй цзин» («Канон врачевания Желтого Предка»), который кратко именуют «Нэй цзин» («Канон врачевания»).
Составлен он в III в. до н.э.
В  русле традиции в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа —Хуан-ди, которому традиция приписывает авторство этого трактата. Однако, по мнению исследователей, «Нэй цзин» является результатом коллективного труда многих авторов различных эпох. «Нэй цзин» состоит из 18 книг.

  • Девять первых («Су вэнь») посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней.
  • В девяти последних томах («Лин шу») описывается древний метод чжэнь-цзю.

Хуан-ди («желтый предок», «желтый государь», «желтый император») — легендарный китайский император, который жил  в середине III тысячелетия до н. э.
Считается, что именно он привел своих людей на территорию современного Китая, став «основателем китайской нации», поскольку соединил разобщенные до того племена.

Хуан-ди и еще Фу-си и Шэнь-нун почитаются родоначальниками традиционной китайской медицины (ТКМ).

Шэнь-Нун (2737—2697 гг. до н.э. или примерно 3700 гг. до н.э.) — легендарный император Китая, основатель всего лекарственного обеспечения традиционной китайской медицины, прозванный «Мудрецом медицины» и «Царём лекарств».

Согласной древней легенде, Шэнь-Нун  специально рассылал людей в разные концы Земли в поисках лекарственных растений, камней и минералов, испытывая затем их действие на себе.

Шэнь-Нун  считается в Китае изобретателем техники акупунктуры. С его именем связывается начало земледелия и торговли, открытие зелёного чая.

Шэнь-Нун  впервые предпринял попытку научно-обоснованного
— сбора, анализа, обобщения и систематизации медицинских и фармацевтических сведений о лекарственных растениях и сырье природного происхождения;
— определения подлинности и доброкачественности сырья;
— применения сырья природного происхождения.

Шэнь-Нун — автор знаменитой и древнейшей в мире фармакопеи «Трактат Шэнь-Нуна о корнях и травах» («Шень Нун Бэнь Цао Цзинь», 3216 г. до н.э.). В ней, при помощи расположенных в определённом порядке прямых и ломаных линий, описано и классифицировано 365 лекарственных средств, преимущественно, растительного происхождения.

Философские основы китайской медицины

Развитие стихийного материализма в древнем Китае проходило в сложной борьбе с конфуцианством и даосской религией.

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов (с элементами диалектики) легли в основу традиционной китайской медицины.

Традиционная китайская медицина

Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение трех тысячелетий.

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного:
осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки.
Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н. э. и известным под псевдонимом Бянь Цюе (Маленькая сорока);
его подлинное имя — Цинь Юэжэнь.
Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Цинь Юэжэнь и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства.
(Для сравнения заметим, что методы диагностики, которыми владели врачи классического периода истории Греции V—IV вв. до н. э., во многом схожи с перечисленными выше древнекитайскими методами.)

Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае. Наиболее полно оно изложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухэ — «Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.)

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь —иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю — прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов.

Исторические хроники династии Хань сообщают об отдельных случаях успешного применения иглотерапии врачами Бянь Цюе (XI в. до н. э.), Фу Вэн (I—-II вв. до н. э.), Хуа То (II в. н. э.) и другими.

Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в трактате «Нэй цзин», особенно во второй его части «Лин шу». (ее называют «Канон акупунктуры»), где описаны «жизненные точки», каналы, вдоль которых они" расположены, кол--латерали, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания.

В III в. н. з. врач Хуанфу Ми (215—282) систематически обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4—5 столетий и составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классический канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами Китая, начиная с V в.

Лекарственное' врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства.

Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений —жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д.

В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений.
В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Тем не менее все дошедшие до  нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем (рабовладельческом) , а в феодальном Китае, т. е. в период средних веков — время бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины .

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.
Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го. (141—208), который прославился как искусный диагност.и знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях... Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».
Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у син или (в переводе с кит. — игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолированно от других культур земного шара. Так, в Европу сведения о ней проникли лишь в XIII в.

В современном мире традиционная китайская медицина играет все возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.

http://www.clinictcm.com/yandex/_d271878290.htm