Ресурсы человека безграничны
Дмитрий Андреевич Лавринайтис, – врач с 20 летним стажем, автор монографии и ряда статей по проблемам традиционной китайской медицины в спорте и общеклинической практике. Его подход к внедрению принципов китайской медицины в современный спорт вызывал споры у отечественных и западных медиков. После достижения первых ошеломительных результатов, к Дмитрию Андреевичу стали прислушиваться корифеи медицины. В своем интервью изданию «Восток-Запад» он рассказывает о своем понимании правильного образа жизни, рационального питания, эффективного лечения заболеваний и профилактики.
( в сокращённом варианте )
В. -З.: Как вы относитесь к литературе по здоровому образу жизни?
Д.Л.: На фоне откровенного мусора, выпускаемого только с целью извлечения прибыли, встречаются действительно прекрасные труды, хранящие в себе рациональное зерно. Однако знания сакральные должны все же передаваться в системе «учитель – ученик». А литература здесь носит вспомогательный характер.
В. -З.: Разве книги совсем ничего не могут дать?
Д.Л.: Могут. Но, повторюсь, литература здесь всегда вторична. И надо рассматривать её как некий усилитель, костыль, если хотите.
Хотя есть направления, где книги способны дать знания и без учителя. Ну в качестве примера могу привести хотя бы учение о правильном питании. Это пласт, который у нас совершенно не разработан. Нет, конечно же существуют «труды» по всяким экзотикам — раздельное питание, питание по группам крови и пр. Хороший способ вытащить деньги из людей.
Здесь не надо ничего изобретать, давным-давно всё изобретено.
В. -З.: Кем?
Д.Л.: Принципы правильного питания разработаны и систематизированы в древнем Китае. Озвучены были еще Конфуцием. Многие великие врачи вносили свою лепту в принципы питания как важнейшего фактора в профилактике болезней. Кстати, в древней Индии разумному питанию придавали колоссальное значение. И используют их по сей день. Например, во многих районах Кореи, Индии едят очень много острого. Почему? Потому что климат в этих регионах очень сырой. Острое способствует выведению сырости из организма. Ещё пример, в Забайкалье, на Севере — климат холодный и ветреный, поэтому там зелёные и улунские чаи не пользуются популярностью. А Янские сорта чая, например пуэр, востребованы очень хорошо.
В. -З.: Но есть ещё такой фактор, как национальная кухня – набор привычных продуктов для нашего региона. Макробиотика, например, говорит, что лучше всего есть то, что растёт там, где ты живёшь и именно в то время, когда это растёт. Что вы на это скажете?
Д.Л.: Я с уважением отношусь к доктору Скальному – гуру отечественной макробиотики – как к хорошему врачу и бизнесмену, который сумел воплотить эту идею и сделать неплохой бизнес, но мне, как врачу, принципы макробиотики напоминают детскую игру в песочнице. Взяли человека, его волосы, посмотрели – ага – не хватает стронция, кадмия, селена… о! а вот этого переизбыток – давайте-ка присыпем стронция, кадмия, селена, а вот сюда дадим антагонистов – дали человеку и он здоров, классно, да?! Человек – это не набор макро- и микроэлементов. Это более высокоорганизованная структура. У него есть душа, есть субстанции, которые никоим образом не увязываются с микроэлементами – белки те же самые: белковый синтез – это более сенсорный биохимический процесс. Поэтому рассматривать макробиотику как панацею от всего нельзя, а её именно так и рассматривают. Кстати, против макробиотики, как составляющей части медицинской науки не имею против ничего.
В. -З.: Ну, все системы стремятся к идеалу.
Д.Л.: Но, истина всегда посередине. Более мудрого подхода, чем у китайцев я не вижу. Это не потому что я влюблён в китайскую медицину и, как кулик, своё болото расхваливаю. Система здравоохранения современного Китая использует принципы синдромальной диагностики из китайской медицины и дополняет их физикальными методами диагностики из арсенала западной медицины. На фоне использования традиционных лекарств, при необходимости назначают антибиотики, гормональные препараты, химиотерапию и т.д. Это и есть интегративный подход в медицине. И соответственно у них успех в лечении больше, чем у нас.
В. -З.: Для идеального лечения, даже просто хорошего результата, с каждым человеком нужно работать индивидуально. В западной системе больше использовали стандартные схемы, а на Востоке всё очень гибко и потому зависит от того, к какому доктору ты попал, как он тебя понял.
Д.Л.: Принципы западной и китайской медицины диаметрально противоположны вот в каком плане: западная медицина лечит не больного, а болезнь. Поэтому все больные объединены в некие группы, которые называются «гипертоники», «астматики», «язвенники, «трезвенники»… Т.е., как правило, по наличию одного симптома формируется огромная группа больных. При внимательном же рассмотрении, обнаруживается, что все больные из этой группы страдают по разному. У кого-то ведущим симптомом будет головная боль, а у кого-то головокружение, кто-то больше обращает внимание на сердцебиение и тяжесть в теле. Видите, люди болеют по разному. Но их всех искусственно, по одному лишь признаку – повышение давления в артериальном русле! И лечат одинаково. Безуспешно.
Китайская медицина, наоборот, лечит больного, т.е. она рассматривает каждую болезнь во всей совокупности симптомов. Как основных, так и малых. Такого понятия, как второстепенный симптом, нет! Любое заболевание рассматривается как событие динамичное, скажем так – в череде событий, т.е. что было до, что есть во время заболевания и что будет после заболевания. И для каждого симптома в традиционной китайской медицине есть свое лекарство. К примеру, хризантема хорошо убирает красноту глаз, жемчуг устраняет беспокойство, астрагал придает силы, дудник питает кровь, шалфей устраняет застой крови и т.д.
Каждое лекарство – это конкретный ключ к конкретному замочку.
В. -З.: А как вы сами пришли к китайской медицине?
Д.Л.: Во-первых, долгое время я жил и работал в Забайкалье. И побывал в Китае, познакомился с этой удивительной страной еще в конце 80-х. Уже тогда стало ясно, что это страна с древней культурой и традициями, сумевшая пережить колоссальное количество напастей и выжить, да еще как выжить! Первый раз увидев людей, занимающихся Цигун на улице, я, мягко говоря, обалдел. Первые мысли приобрели психиатрический вектор. Но потом пришло понимание, что все это не просто мимолетное модное веяние, а целый культурный, исторический и духовный пласт.
Меня стали угнетать результаты моей прежней профессиональной деятельности. Ну, например, то что хирург зачастую удаляет большую часть органа при наличии в нем небольшого дефекта или образования. Возьмите ту же язвенную болезнь желудка. Ампутируется и выбрасывается 2/3 желудка при наличии в нём дефекта слизистой размером с пятак. Операции при заболеваниях щитовидной железы только называются щадящими. А послеоперационные страдания зачастую сильнее самого заболевания. Или выбрасывать функционирующий желчный пузырь из-за того, что в нём камни. Так нельзя! Может попробовать разобраться? Из-за чего в нём камни? Камни – это некие нерастворимые остатки. А почему они вдруг перестали растворяться? Какие-то сбои в органе. Давайте эти сбои уберём – нормализуем химизм желчи, нормализуем функцию печени и поджелудочной железы. Устраним причины! И камни растворятся сами. Я вас уверяю, клинических примеров по этому заболеванию огромное множество.
Великий китайский врач Сун Сымяо говорил, что неизлечимых болезней нет, потому что ресурсы человека безграничны. Наша (врача и больного) задача – эти ресурсы найти и направить их на путь исцеления. Есть врождённые вещи, которые может исправить и нельзя, но как-то компенсировать точно можно.
В. -З.: Мы говорили о том, что у каждого должен быть осознанный выбор – как ему лечиться и надо ли ему лечиться. То есть идеальное государство предоставляет свободу выбора – китайский доктор или индийский, или свой родной. Согласны ли вы, что у нас сейчас в таком случае всё неплохо?
Д.Л.: Нет, китайская медицина у нас не признана. Нет такой дисциплины. Медицинские центры, практикующие традиционнцю китайскую медицину, вынуждены маскироваться – кто иглорефлексотерапевт, кто массажист. Врач китайской медицины у нас по прежнему сильно поражен в правах. Я не могу, например, составлять свои рецепты, могу только прописывать имеющиеся. А высшим пилотажем в китайской медицине считается составление индивидуального рецепта.
В. -З.: А как вы относитесь вообще с синтезу?
Д.Л.: У немцев есть хороший принцип – излечивший прав. Способствовал излечению человека врач-гомеопат – он прав. Но, что касается интегративной медицины, то ее создание возможно только в голове конкретного врача, если он получил два образования – западное и восточное. Многочисленные попытки создать искусственно интегративную медицину изданием приказов, написанием монографий – окончились провалом.
В. -З.: А западное образование вообще нужно?
Даже не обсуждается. Китайцы, посмотрите, сколько у западной медицины заимствуют. Все скрининговые, физикальные методы исследования. Их, правда, используют как вспомогательные – для подтверждения первоначального диагноза, уточнения локализации процесса и т.п. Китайские врачи признают, что в критических острых состояниях методы западной медицины более эффективны. Китайцы, будучи жесткими прагматиками, берут только рациональное.
Самое главное (что мне больше всего нравится в китайской медицине) – это то, что все болезни можно предотвратить. И жить здоровым. Чего и вам желаю.