ЧЖАН-ФУ
Характеристика и понятие органа в китайской медицине значительно отличается от представления, укоренившегося в европейской науке. Орган в восточном понимании — это не только и не столько анатомическая структура, но в основном функции, та работа, которую орган выполняет, его роль в цельном организме, его связи и влияния на другие органы и системы.
В понятие органа входит и соответствующий меридиан. Древнекитайскими медиками были выделены две категории главных органов — чжан и фу, остальные были отнесены к добавочным. Название последней категории органов по-русски имеет оттенок второстепенности, однако в понятии китайской медицины этого вовсе нет. Это скорее особые, или как их еще называют, постоянные органы.
В соответствии с этими представлениями в организме человека существует пять органов чжан и пять органов фу.
Органы Чжан
Органы чжан (букв, значение — «плотные») имеют характер инь и плотную структуру, являются накопительными и соответствуют пяти первоэлементам:
печень — дереву, так как выполняет в организме функции перемещения, выделения, роста и становления;
сердце — огню, так как действует как нагреватель в организме;
легкие — металлу, так как имеют свойства расширения и очищения (выведения); свойства металла — ясность и чистота; кроме того, функции металла — растворение и расширение;
селезенка — земле, так как является источником возникновения и имеет функцию начала превращения;
почки — воде, так как регулируют воду в организме;
имеется добавочный условный орган перикард.
Эти органы получили свое название накопительных благодаря тому, что они наполняются субстанцией чин, функциональным началом ци, кровью (сюэ) и жидкостями организма (цзинъ-е), накапливая их.
Органы Фу
Органы фу (букв. значение — « полые ») имеют характер ян и полое строение и соответствуют таким первоэлементам:
желчный пузырь — дереву;
тонкая кишка — огню;
желудок — земле;
толстая кишка — металлу;
мочевой пузырь — воде;
имеется добавочный условный орган три обогревателя.
Пять полых органов служат приему, перевариванию, абсорбции и выделению продуктов питания, а также частично — распространению питательных веществ в организме.
Главная задача плотных органов — накопление, главная функция полых органов — передача дальше.
В книге «Су вэнь» написано: «Пять плотных органов накапливают чин, ци и не дают им утекать. Они вполне могут быть поэтому полными, но не должны находиться в состоянии переполнения. Полые органы передают дальше питательные вещества, не накапливая их; поэтому они могут находиться в состоянии избытка, но не должны быть полными».
Инь органы нечувствительны к боли; боль — это функция органов ян.
Но так как в инь есть ян и инь, а в ян есть и инь, и ян, то каждый орган имеет определенную часть ян и часть инь. Если имеет место боль, то это состояние относится к янь части данного органа. Ян -органы могут подвергаться сильным влияниям со стороны сознания, эмоций и подсознательных ян-влияний.
Плотные и полые органы, помимо анатомического представительства, имеют свои специфические, физиологические и соответствующие психические функции. Исходя из учения инь—ян и концепции у син, все внутренние органы человека неразрывно связаны между собой, взаимодействуют и стимулируют, а также противодействуют и подавляют друг друга.
К категории добавочных, или постоянных, органов, кроме вышеупомянутых перикарда и трех обогревателей, отнесены также головной, спинной и костный мозг, кости, мышцы, матка и диафрагма, так как функции их постоянны и не подвержены значительным и быстрым изменениям, и они этим резко отличаются от плотных и полых органов. Однако при этом надо учитывать, что постоянные органы своими физиологическими функциями находятся в тесной и неразрывной связи со всеми остальными органами, равно как и могут подвергаться патологическим влияниям и изменениям. Постоянные органы находятся в связи с чудесными меридианами.
Надо еще оговорить, что понятие «диафрагма» в китайской медицине имеет в большей степени топографический смысл, чем значение органа, — обозначает грань, разделяющую верхний обогреватель от среднего. Диафрагма находится во взаимосвязи с легкими, желудком, печенью и желчным пузырем.
У ВейСинь «Большая энциклопедия китайской медицины»