Квинтэссенция Цзин
«Цзин (精 jīng), эссенция цзин — одна из основных категорий китайской философии и традиционной китайской медицины. В даоссизме цзин — сексуальная энергия, в своей физической форме накапливающаяся в семенной жидкости мужчин и в яичниках женщины. Эта энергия обеспечивает рост, развитие и размножение человека, поддерживает ци почек, вместе с жизненной ци защищает организм от проникновения вредоносной ци.» Википедия
Квинтэссенция Цзин (精) — это тончайшая энергия всех живых организмов, которую человек получает от родителей и постоянно дополняет в своей повседневной жизни. Она обеспечивает рост, развитие и размножение человека, поддерживает Ци почек, вместе с жизненной Ци защищает организм от проникновения патогенной Ци.
Врожденная и приобретенная квинтэссенция Цзин нераздельны, они хранятся в почках и поддерживают друг друга. Таким образом, существует три состояния квинтэссенции Цзин: врожденная, приобретенная и квинтэссенция Цзин почек как сочетание врожденной и приобретенной.
В китайской медицине иероглиф «цзин» (精) также применяется в значении «сперма».
Врожденная квинтэссенция Цзин (先天之精)
Плод получает врожденную квинтэссенцию Цзин от родителей. Вместе с энергией почек матери она питает плод в утробе, определяет сложение человека, его жизнеспособность и энергию.
Объем врожденной квинтэссенции Цзин фиксирован и определен при рождении. Врожденную квинтэссенцию Цзин восполнить нельзя, ее можно лишь в какой-то степени дополнить менее животворной приобретенной.
Китайская медицина уделяет очень большое внимание сбережению врожденной квинтэссенции Цзин.
Всякая деятельность человека предполагает ее расходование, поэтому любые действия в повседневной жизни, начиная с движений тела до мыслей и чувств, требуют умеренности, что позволит сохранить квинтэссенцию Цзин и продлить жизнь.
Приобретенная квинтэссенция Цзин (后天之精)
После рождения человек начинает есть, пить и дышать, его легкие, селезенка и желудок начинают функционировать для извлечения Ци из пищи, воды и вдыхаемого воздуха. Приобретенная квинтэссенция Цзин — это комплекс мельчайших очищенных питательных веществ, которые образуются путем трансформации веществ, получаемых человеком из окружающей среды. Состояние приобретенной квинтэссенции Цзин в первую очередь зависит от функциональной активности селезенки и желудка.
До рождения человека врожденная квинтэссенция Цзин готовит материальную базу для приобретенной. После рождения приобретенная квинтэссенция Цзин непрерывно обеспечивает условия для сохранения врожденной, поэтому приобретенную квинтэссенцию Цзин следует считать более важной для поддержания жизнедеятельности организма.
Квинтэссенция Цзин почек (肾精)
Состоит из врожденной и приобретенной квинтэссенции Цзин. Играет важную роль в функциональной активности организма. Хранится в почках, имеет жидкую природу. Циркулирует по всему телу, однако наибольшее значение в циркуляции квинтэссенции Цзин почек играют восемь сосудов.
Квинтэссенция Цзин почек является основой для роста, развития, полового созревания и размножения человека.
В детстве квинтэссенция Цзин почек контролирует рост костей, зубов, волос, развитие головного мозга и половое созревание. Когда квинтэссенция Цзин почек слаба, у ребенка нарушается развитие костей и зубов, наблюдаются замедленный рост и отставание в умственном развитии.
Квинтэссенция Цзин почек играет решающую роль в половом созревании и способности к размножению. При ее ослаблении может наблюдаться аменорея и другие проявления замедленного полового созревания.
Способность человека к размножению также полностью опирается на состояние квинтэссенции Цзин почек. Ее ослабление обычно проявляется в импотенции, фригидности, частых выкидышах и бесплодии.
В пожилом возрасте квинтэссенция Цзин почек постепенно ослабевает, половая функция и способность к воспроизводству постепенно снижаются и утрачиваются, организм слабеет, происходит процесс старения.
Квинтэссенция Цзин почек имеет жидкое состояние и относится к Инь. Ее можно рассматривать как составную часть Инь почек. Она также является материальной основой Ян почек, то есть функциональной активности почек. Недостаток квинтэссенции Цзин почек может вызвать импотенцию, утомляемость, боль в пояснице, слабость в коленях, шум в ушах, снижение слуха, частое мочеиспускание, то есть все проявления слабости Ци почек или Ян почек.
Квинтэссенция Цзин почек образует мозг (костный, спинной и головной). Костный мозг обеспечивает наполнение и питание костей. Когда квинтэссенция Цзин почек в достатке, кости получают наполнение, увлажнение и питание, становятся прочными. Если же возникает ее недостаток, кости лишаются питания, возникают боль в пояснице, слабость и нарушение чувствительности в конечностях. Состояние зубов также связано с состоянием квинтэссенции Цзин почек. Когда она в достатке, зубы крепкие, белые и ровные. Нехватка квинтэссенции Цзин почек обычно сопровождается расшатыванием зубов и в конечном итоге их выпадением. Когда квинтэссенция Цзин почек слаба, головной мозг также не получает питания, что ведет к снижению памяти, ощущению пустоты в голове, головокружению.
Квинтэссенция Цзин почек и кровь активируют друг друга. Когда квинтэссенция Цзин почек в достатке, кровь также в достатке. Хотя волосы получают питание из крови, корень их роста находится в Ци почек. Волосы — это «излишек крови» и в то же время — «цветы почек». Состояние волос связано с состоянием квинтэссенции Цзин и Ци почек. Когда человек молод, его Ци почек в достатке, волосы крепкие и блестящие. С годами квинтэссенция Цзин почек ослабевает, волосы становятся седыми и выпадают.
Состояние квинтэссенции Цзин почек определяет жизнеспособность организма человека. Хотя устойчивость организма к воздействию внешней патогенной Ци в основном обеспечивается защитной Ци, квинтэссенция Цзин почек также играет важнейшую роль в защите организма. При растрачивании врожденной квинтэссенции Цзин или недостаточном обеспечении приобретенной квинтэссенцией Цзин сопротивляемость организма к воздействию внешней патогенной Ци снижается, часто возникают простуды и другие болезни, связанные с восприятием патогенной Ци.
Квинтэссенция Цзин также является материальной основой жизненного духа Шэнь.
В.П.Белоусов.
Теоретические основы китайской медицины
(серия «Китайская чжэньцзю-терапия»)