WEBMEDCHINARU

Всё в интернете о традиционной китайской медицине. Статьи, ссылки, видео. Традиционная китайская диетология.

Инь–Ян в медицине

Декабрь 07, 2014 Рубрика: Теория Инь–Ян

Инь-ян в медицинеВ китайской медицине взаимодействие и непрерывная изменчивость Инь и Ян используются для обобщения и объяснения физиологии организма человека, патологических процессов, происходящих в нем, а также для проведения диагностики и лечения.

ИНЬ и ЯН относительные обозначения.
В организме структура (материальная основа —  питательные вещества, ткани, жидкости тела, кровь) относятся к Инь, а функции — к Ян.
Так же к инь относятся:
Ци со свойствами питания и увлажнения.
Цзин.
Цзан-органы.
Диагностические критерии — холод, состояние пустоты, внутреннее.
Хронические заболевания.

Все органы и ткани организма человека связаны в единое целое, в то же время они делятся на Инь и Ян.

Верхняя часть тела относится к Ян, а нижняя к Инь; наружная часть тела относится к Ян, а внутренняя к Инь; наружная поверхность конечностей относится к Ян, а внутренняя к Инь.

По своей функциональной активности цзан-органы (сердце, печень, селезенка, легкие, почки) относятся к Инь,
а фу-органы (желчный пузырь, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, мочевой пузырь, Сань-цзяо) к Ян.

В свою очередь, внутри каждого цзанфу-органа существует деление на Инь и Ян. Например, существуют Инь сердца и Ян сердца, Инь почек и Ян почек и т. д.

Деление на Инь и Ян есть и в системе каналов и коллатералей, то есть бывают Инь-каналы и Ян-каналы.

Принадлежность канала к Инь и Ян определяется местом его прохождения по конечностям. Наружная сторона конечностей относится к Ян, а внутренняя — к Инь.

Каналы тай-инь (легких и селезенки) и ян-мин (толстого кишечника и желудка) расположены спереди, шао-инь (сердца и почек) и тай-ян (тонкого кишечника и мочевого пузыря) — сзади, цзюэ-инь (перикарда и печени) и шао-ян (Сань-цзяо и желчного пузыря) — посередине.
Теория инь-ян в медицине
Согласно теории Инь и Ян, нормальная жизнедеятельность организма основана на поддержании гармонии единства противоположностей Инь и Ян.

Функциональная активность организма относится к Ян, а питательные вещества — к Инь.

Различные типы функциональной активности невозможны без обеспечения питательными веществами. В свою очередь, функциональная активность — это движущая сила выработки питательных веществ в организме. То есть без функциональной активности цзанфу-органов вода и пища не могут быть трансформированы в питательные вещества.

Так в организме осуществляется взаимная поддержка Инь и Ян. Вместе они защищают организм от проникновения патогенной Ци, поддерживают в нем состояние баланса.

Теория Инь и Ян используется не только для определения принципов лечения, но и для выбора точек и техники укалывания и прижигания.

В клинической практике широко применяется метод сочетания точек каналов, имеющих наружно-внутреннюю взаимосвязь, а также метод сочетания точек первичной Ци и точек коллатералей. В обоих случаях используются точки связанных между собой Инь и Ян каналов.

Кроме того, при лечении соответствующего цзан-органа (Инь) или болезни со свойствами Инь используются шу-точки спины (спина — это Ян), а для лечения фу-органа (Ян) или болезни со свойствами Ян — му-точки живота (живот — это Инь), что будет способствовать нормализации Инь и Ян при их избытке или недостатке.

В прижигании лечение сначала производится в верхних частях тела (Ян), а затем в нижних (Инь).

Из вышесказанного следует, что каналы, точки, методы укалывания и прижигания, использование вакуумного массажа тесно связаны с учением о Инь и Ян, которое используется не только в теории, но и в практике китайской медицины.

Из книги: Белоусов П. В. Теоретические основы китайской медицины
(Серия «Китайская чжэньцзю-терапия»)

Источник записи — http://www.belousov.kz/tom1/t1_02.html#a2_02