Учение о Ци
Ци – это достаточно многозначная категория китайской философии. Во всяком случае, «Большой толковый словарь китайских иероглифов» предлагает около тридцати различных его значений.
Чтобы не углубляться в дебри философских изысканий в этом вопросе, будем использовать более прикладные аспекты учения о Ци.
Целостное осознание и адекватное восприятие этой категории приходит со временем, по мере изучения фундаментальной теории традиционной китайской медицины. Поэтому в самом начале не будет неправильным отождествление Ци с жизненной энергией, функциональной активностью.
Применительно к организму человека, традиционная китайская медицина считает, что Ци это:
- текущие внутри тела и содержащие питательные вещества различные субстанции.
В теории традиционной китайской медицины для обозначения этой субстанции используется термин питательная Ци. - функции и активность внутренних органов и структур организма. Например, Ци каждого из органов, Ци меридианов, Ци частей тела и т.д.
- понятие, используемое в связи с патологическими изменениями или функциональными нарушениями в организме. Например, «подъем Ци желудка вверх»
Различают следующие виды Ци в организме:
Первичная или изначальная Ци (Юань Ци).
Первичная Ци образуется из врожденной квинтэссенции Цзин, получаемой человеком от родителей. Она зависит от состояния здоровья родителей до зачатия и особенно в сам момент зачатия, а так же от здоровья матери во время беременности и родов. Хотя поток этой энергии передаётся нам от двух начал родителей и считается доминирующим, он требует постоянной подпитки внешней энергией. Это главный энергетический поток в организме человека. Исток его находится в почках – начале всего организма.
Первичную Ци можно рассматривать, как динамическую движущую силу, которая пробуждает и мотивирует функциональную активность всех органов.
Ци пищи (Гу Ци)
Представляет собой первую стадию трансформации пищи в Ци.
Вначале пища попадает в Желудок, где «измельчается и переваривается» и далее трансформируется в Ци Пищи Селезенкой. Ци Пищи не та форма, которую может использовать организм. Она является лишь основой для дальнейшей трансформации в более очищенные формы Ци.
Смешанная или совокупная Ци (Цзун Ци).
Вырабатывается в легких. Формируется путем взаимодействия Ци Пищи с воздухом. Селезенка направляет к Легким Ци Пищи, где она комбинируется с воздухом и трансформируется в Смешанную Ци . Смешанная Ци более тонкая и более разреженная форма Ци, чем Ци Пищи и может использоваться организмом.
Истинная Ци (Чжэнь Ци)
Это последняя стадия трансформации Ци. Смешанная Ци трансформируется в Истинную Ци, под каталитическим действием Первичной Ци. Истинная Ци это финальная стадия процесса очищения и трансформации Ци; это Ци которая циркулирует в каналах и питает органы... Как и Смешанная Ци, Истинная Ци также зарождается в Легких, и находится под управлением функции Легких по контролю Ци в целом.
Питательная Ци (Инь Ци).
Выполняет функцию питания Внутренних Органов по всему телу. Питательная Ци тесно связана с Кровью и течет вместе с нею в кровеносных сосудах также, конечно, как и в каналах.
Регулирует пять Инь органов, увлажняет шесть Ян органов, она проникает в кровеносные сосуды, она циркулирует в каналах выше и ниже, она соединяет 5 Инь органов и соединяется с 6 Ян органами.
Защитная Ци (Вэй Ци).
Распространяется вне сосудов. Контролируется легкими. Основная задача — циркулируя в коже и в мышцах, образует защитные силы организма, препятствуя проникновению в организм внешних болезнетворных факторов.
Источник: Джованни Мочачо «Основы китайской медицины». том 1.