У-Син
Наряду с учением об Инь и Ян одной из основных категорий китайской философии является учение У-Син.
Согласно этому мировоззрению все явления во Вселенной соответствуют природе Пяти элементов (五行 у син), которые находятся в состоянии постоянного движения и изменения.
Пять Элементов символизируют пять различных качеств и состояний, присущих явлениям природы, обобщая и систематизируя их.
В книге «Шан Шу», написанной во времена западной династии Чжоу (1000-771 гг. до н.э.), сказано:
«Пять Элементов — это Вода, Огонь, Дерево, Металл и Земля.
Вода увлажняет и стремится вниз,
Огонь вспыхивает вверх,
Дерево может гнуться и выпрямляться,
Металл может плавиться и затвердевать,
Земля позволяет сеять, взращивать и собирать урожай».
Таким образом, Пять Элементов символизируют пять различных направлений движения явлений природы.
Дерево олицетворяет собой распространение,
движение наружу во всех направлениях.
Металл олицетворяет собой сжатие, движение вовнутрь;
Вода олицетворяет движение вниз,
Огонь — вверх,
а Земля представляет собой нейтралитет, или стабильность.
Сам термин «син» означает движение;
поэтому изначально У Син означали скорее пять типов движений, нежели пять типов материи.
Пять первоэлементов
- Дерево (木 му) символизирует зарождение (стремление к активности), рост и развитие.
- Огонь (火 хо) — расцвет (максимальная активность), характеризуется движением вверх.
- Земля (土 ту) - центром и осью для циклических изменений, ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле. Земля символизирует период зрелости ( равновесия), накопления.
- Металл (金 цзинь) соответствует периоду начала увядания, угасания (стремление к пассивности) .
- Вода (水 шуй) характеризуется наименьшей активностью, текучестью.
Понятно, что классифицированные таким образом вещи, явления и функции не имели прямого отношения к дереву, огню, металлу, земле и воде. В данном случае задача заключалась в том, чтобы объединить особенности различных вещей и явлений в одну систему, используя их некую схожесть между собой. Соотнося некоторый объект с пятью элементами У-СИН, мы судим не о составных частях этого объекта, а об его свойствах, направлении и фазе развития.
Теория Инь и Ян и теория Пяти элементов отражают объективные законы природы.
В природе Вода питает Дерево, Дерево питает Огонь, Огонь порождает Землю (сгоревший пепел хорошо удобряет), Земля порождает Металл (именно в недрах земли зарождаются металлы), Металл порождает Воду (на металлическом клинке с утра выделяется роса).
Стрелки красного цвета символизируют созидающие связи. То есть каждый элемент данной системы непрерывно помогает развитию последующего, передавая ему что–либо и побуждая его к активной деятельности.
Цикл разрушения (внутренние связи, по звезде ) показывает как элементы контролируют друг друга, создавая конфликтные подавляющие отношения. Разрушающая связь является сдерживающей и контролирующей.
- Огонь угнетает (плавит) Металл;
- Металл угнетает (рубит) Дерево;
- Дерево угнетает (подрывает корнями) Землю;
- Земля угнетает (впитывает) Воду;
- Вода угнетает (тушит) Огонь.
Древние китайцы отличались здоровым прагматизмом и многие философские концепции использовали в клинической практике.
Концепция У-Син не стала исключением из правил. Основные положения этой теории были использованы для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого организма применительно к пяти первоэлементам. На основании простых аналогий различные функции внутренних органов соотносятся с пятью элементами с учетом характера последних.
Печень и желчный пузырь соответствуют «Дереву».Сердце и тонкий кишечник – «Огню». Селезенка и желудок – «Земле». Легкие и толстый кишечник соответствуют «Металлу». Почки и мочевой пузырь отнесены к элементу « Вода».
- печень относится к элементу Дерево, так как ее функции обеспечения свободной циркуляции Ци сходны со свободным ростом дерева;
- сердце относится к элементу Огонь, так как Ян сердца, подобно огню, имеет функцию прогревания всего организма;
- селезенка относится к элементу Земля, так как селезенка — «источник образования Ци и крови», что напоминает способность Земли давать урожай;
- легкие относятся к элементу Металл, так как выполняют функции очищения, что напоминает чистоту Металла, а также управляют опусканием Ци, что подобно тяжести Металла;
- почки относятся к элементу Вода, так как являются важным органом, обеспечивающим водный обмен.
Пять движений играют важную роль в медицине.
Например, Огонь явно устремляется вверх, что в случае его усиления при патологии проявляется покраснением лица, глаз, чувством жара.
Дерево в теле человека соответствует Ци Печени, которая распространяется свободно во всех направлениях.
Металл (сжатие) отвечает за кожу, которая выполняет функцию ограждения и защиты тела.
Вода, соответствующая органу Почек в теле, имеет отчетливое направление движения вниз (функция выведения мутного с мочой).
Земля находится в центре, выполняя роль оси и являясь основой стабильности.
Подводя итог, следует сказать, что китайская медицина использует учение У-Син для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого тела, объяснения происходящих в нем различных физиологических и патологических взаимодействий в целях клинической диагностики и лечения. В пять первоэлементов и первооснов обязательно входит равное соотношение инь и ян, поэтому при лечении патологического состояния организма в традиционной восточной медицине сначала строят цепочку взаимосвязей по принципу у-син, находят в ней дисбаланс инь и ян, и только следующим этапом является непосредственное воздействие на больные органы или функциональные системы
https://amwiki.ru/wiki/%D0%A3-%D1%81%D0%B8%D0%BD