WEBMEDCHINARU

Всё в интернете о традиционной китайской медицине. Статьи, ссылки, видео. Традиционная китайская диетология.

Теория Инь–Ян

Декабрь 19, 2011 Рубрика: Теория Инь–Ян

В основе теоретической системы ТКМ лежит теория Инь–Ян. Это учение о взаимодействии двух противоположных начал, свойственных всем существующим в природе предметам и явлениям. Оно точно соответствует основным законам диалектики (единство и борьба противоположностей; отрицания отрицания; переход количества в качество; закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений).
Все явления окружающего мира имеют двойственный характер: день – ночь, тепло – холод, верх – низ и т.д. В Китае для обобщения двойственности этих явлений со времен глубокой древности применяют термины Инь и Ян.

Инь и Ян можно сравнить с горением свечи.candle
Инь – это воск ( вещество).  Ян – горение  ( функция).
Инь питает и поддерживает Ян.
«Воск борется с огнем» и происходит процесс.
В свою очередь, без огня воск безжизненный и не выполняет своей функции.

Ян – функция, движение, мужское начало, быстрота, жара, возбуждение, гиперфункция, радость, верх, левое, заднее, наружное, полые органы, мышцы–разгибатели, энергия.

Инь – структура, покой, женское начало, замедленность, торможение, гипофункция, печаль, низ, правое, переднее, внутреннее, плотные органы, мышцы–сгибатели, субстрат.

К инь относятся тёмные, холодные, слабые стороны предметов, явлений: зима, ночь, вода и т. д.

Ян заключает в себе противоположные стороны этих явлений: лето, день, огонь. Инь не может существовать без Ян, а Ян не может проявить себя без Инь.

Оба начала никогда не находятся в состоянии покоя, они дополняют и изменяют друг друга. Когда ян отступает, то увеличивается инь; если же отступает инь, то увеличивается ян.

Принадлежность явлений и предметов окружающего мира к Инь и Ян является не абсолютной, а относительной.

День относится к Ян, а ночь к Инь.
Кроме того, время с утра до полудня — это «Ян в Ян»,
с полудня до вечера — это «Инь в Ян»,
с вечера до полуночи — «Инь в Инь», а с полуночи до утра — «Ян в Инь».

Зима является вершиной холода (инь), а после зимнего солнцеворота постепенно устанавливается тепло и приходит лето — ян.
Весна — время рождения и возрождения в природе — это возрождающийся Ян. Осень — время сбора урожая — это рождающийся Инь.

Таким образом, с этой точки зрения Инь и Ян по существу являются проявлениями чередующихся во времени противоположных по качеству стадий. Каждое явление чередуется через циклическое движение пика и основания, и чередование Инь и Ян является мотивационной силой такого изменения и развития. День сменяется ночью, лето зимой, рост разложением и наоборот. Таким образом, развитие всех явлений  является результатом взаимодействия двух противоположных стадий, символизируемых Инь и Ян, и каждое явление содержит внутри себя оба аспекта в различных степенях проявления.

Поэтому каждое явление может принадлежать к Ян стадии или к Инь стадии, но всегда содержит семя противоположной стадии внутри себя. Дневной цикл очень ясно иллюстрирует это, то же самое происходит внутри годового цикла, только мы должны заменить весну рассветом, лето –днем, осень — сумерками, а зиму — полночью.

Таким образом:

Весна = Ян внутри Инь = рост Ян

Лето = Ян внутри Ян = максимум Ян

Осень = Инь внутри Ян = рост Инь

Зима = Инь внутри Инь = максимум Инь.

две промежуточные стадии (рассвет- весна и сумерки – осень) не представляют собой нейтральные стадии между Инь и Ян: они сохраняют принадлежность к тому или другому (т.е. рассвет – весна это Ян, а сумерки-осень это Инь), поэтому цикл все равно сводится к двум полярным стадиям.

Применительно к организму человека, все функции организма и проявления жизнедеятельности можно рассматривать с позиций их принадлежности к Инь и Ян.

Основные закономерности взаимодействия ИНЬ и ЯН

  • Противоположность и отрицание одного другим.
  • Относительность свойства Инь и Ян для конкретного явления: человек относительно неба — Инь. Относительно земли — Ян. Мышцы относительно кожи — Инь, относительно костей — Ян и т.п.
  • Бесконечная делимость предмета или явления и его Инь и Ян, которые при этом могут изменять свою принадлежность.
  • Невозможность существования одного без другого.
  • Содержание одного в другом.
  • Взаимопревращение.
  • Динамическое равновесие в виде отношения взаимного ослабления — усиления.

Извилистая линия на знаке Великого предела символизирует противоположность и взаимозависимость обоих начал, взаимный рост одного за счет другого.
Способность к трансформации друг в друга выражена точками противоположного цвета в каждом из начал.

Из книги: Белоусов П. В. Теоретические основы китайской медицины
(Серия «Китайская чжэньцзю-терапия»)

Источник записи — http://www.belousov.kz/tom1/t1_02.html