WEBMEDCHINARU

Всё в интернете о традиционной китайской медицине. Статьи, ссылки, видео. Традиционная китайская диетология.

У-Син

Декабрь 22, 2011 Рубрика: Теория У-Син

Наряду с учением об Инь и Ян одной из основных категорий китайской философии  является учение У-Син.
Согласно этому мировоззрению  все явления во Вселенной соответствуют природе  Пяти элементов (五行 у син),  которые находятся в состоянии постоянного движения и изменения.dvizheniya_pyati_elementov

Пять Элементов символизируют пять различных качеств и состояний, присущих явлениям природы, обобщая и систематизируя их.

В книге «Шан Шу», написанной во времена западной династии Чжоу (1000-771 гг. до н.э.), сказано:

«Пять Элементов — это Вода, Огонь, Дерево, Металл и Земля.

Вода увлажняет и стремится вниз,
Огонь вспыхивает вверх,
Дерево может гнуться и выпрямляться,
Металл может плавиться и затвердевать,
Земля позволяет сеять, взращивать и собирать урожай»
.

Таким образом, Пять Элементов символизируют  пять различных направлений движения явлений природы.
Дерево олицетворяет собой распространение,
движение наружу во всех направлениях.
Металл олицетворяет собой сжатие, движение вовнутрь;
Вода олицетворяет движение вниз,
Огонь — вверх,
а Земля представляет собой нейтралитет, или стабильность.

Сам термин «син» означает движение;

поэтому изначально У Син означали скорее пять типов движений, нежели пять типов материи.

 

Пять первоэлементов

  • Дерево    (木 му) символизирует зарождение (стремление к активности), рост и развитие.
  • Огонь  (火 хо) — расцвет (максимальная  активность),  характеризуется движением вверх.
  • Земля (土 ту) - центром и осью для циклических изменений, ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле. Земля символизирует период зрелости ( равновесия), накопления.
  • Металл (金 цзинь) соответствует периоду начала увядания, угасания (стремление к пассивности) .
  • Вода (水 шуй) характеризуется наименьшей активностью, текучестью.

Понятно, что классифицированные таким образом вещи, явления и функции не имели прямого отношения к дереву, огню, металлу, земле и воде. В данном случае задача заключалась в том, чтобы объединить особенности различных вещей и явлений в одну систему, используя их некую схожесть между собой. Соотнося некоторый объект с пятью элементами У-СИН, мы судим не о составных частях этого объекта, а об его свойствах, направлении и фазе развития.

Теория Инь и Ян и теория Пяти элементов отражают объективные законы природы.

В природе Вода питает Дерево, Дерево питает Огонь, Огонь порождает Землю (сгоревший пепел хорошо удобряет), Земля порождает Металл (именно в недрах земли зарождаются металлы), Металл порождает Воду (на металлическом клинке с утра выделяется роса). пять первоэлементов

Стрелки красного цвета символизируют созидающие связи. То есть каждый элемент данной системы непрерывно помогает развитию последующего, передавая ему что–либо и побуждая его к активной деятельности.

Цикл разрушения (внутренние связи, по звезде ) показывает как элементы контролируют друг друга, создавая конфликтные подавляющие отношения. Разрушающая связь является сдерживающей и контролирующей.

  • Огонь угнетает (плавит) Металл;
  • Металл угнетает (рубит) Дерево;
  • Дерево угнетает (подрывает корнями) Землю;
  • Земля угнетает (впитывает) Воду;
  • Вода угнетает (тушит) Огонь.

Древние китайцы отличались здоровым прагматизмом и многие философские концепции использовали в клинической практике.

Концепция У-Син не стала исключением из правил. Основные положения этой теории были использованы для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого организма применительно к пяти первоэлементам. На основании простых аналогий различные функции внутренних органов соотносятся с пятью элементами с учетом характера последних.

Печень и желчный пузырь соответствуют «Дереву».Сердце и тонкий кишечник – «Огню». Селезенка и желудок – «Земле». Легкие и толстый кишечник соответствуют «Металлу». Почки и мочевой пузырь отнесены к элементу « Вода».

Первоэлементы, у-син

  • печень относится к элементу Дерево, так как ее функции обеспечения свободной циркуляции Ци сходны со свободным ростом дерева;
  • сердце относится к элементу Огонь, так как Ян сердца, подобно огню, имеет функцию прогревания всего организма;
  • селезенка относится к элементу Земля, так как селезенка — «источник образования Ци и крови», что напоминает способность Земли давать урожай;
  • легкие относятся к элементу Металл, так как выполняют функции очищения, что напоминает чистоту Металла, а также управляют опусканием Ци, что подобно тяжести Металла;
  • почки относятся к элементу Вода, так как являются важным органом, обеспечивающим водный обмен.

Пять движений играют важную роль в медицине.

Например, Огонь явно устремляется вверх, что в случае его усиления при патологии проявляется покраснением лица, глаз, чувством жара.

Дерево в теле человека соответствует Ци Печени, которая распространяется свободно во всех направлениях.

Металл (сжатие) отвечает за кожу, которая выполняет функцию ограждения и защиты тела.

Вода, соответствующая органу Почек в теле, имеет отчетливое направление движения вниз (функция выведения мутного с мочой).

Земля находится в центре, выполняя роль оси и являясь основой стабильности.

 

Подводя итог, следует сказать, что китайская медицина использует учение У-Син для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого тела, объяснения происходящих в нем различных физиологических и патологических взаимодействий в целях клинической диагностики и лечения. В пять первоэлементов и первооснов обязательно входит равное соотношение инь и ян, поэтому при лечении патологического состояния организма в традиционной восточной медицине сначала строят цепочку взаимосвязей по принципу у-син, находят в ней дисбаланс инь и ян, и только следующим этапом является непосредственное воздействие на больные органы или функциональные системы

 

https://amwiki.ru/wiki/%D0%A3-%D1%81%D0%B8%D0%BD